Индустрия 4.0

Форум SAP-2010

Компания SAP, признанный лидер в области решений для управления современным предприятием, стала организатором ежегодного, на этот раз – юбилейного, десятого, Форума SAP по бизнес-аналитике, который состоялся в Москве в МВЦ «Крокус».
30 августа 2010

Основным направлением форума стала модернизация управления как основа инновационной экономики России. В ходе форума топ-менеджеры SAP говорили о важности использования ИТ-технологий в управлении как об одном из ключевых факторов конкурентоспособности бизнеса.

По данным SAP, в настоящее время в России общий объем затрат компаний на ИТ-услуги в России едва превышает 1% ВВП России, в то время как в других странах эта величина гораздо больше. В связи с этим SAP прогнозирует, что к 2014 году расходы на ИТ российских компаний должны увеличиться в два раза. По словам генерального директора SAP СНГ Владислава Мартынова, в этом году его компания планирует инвестировать в бизнес-приложения в России около 1 млрд. евро, при этом свою текущую долю на этом рынке SAP оценивает в 50%.

На данный момент SAP определила несколько ниш развития – это приложения CRM и HRM, которые компания планирует предоставлять «по требованию», ERP-системы для быстроразвивающихся компаний, а также поддержка «облачных операций» крупных компаний. Одной из основных тенденций являются рост популярности преднастроенных решений, «заточенных» под конкретные компании, а не созданных на основе практик самых успешных компаний в данной отрасли. В первую очередь это касается ERP-систем. Также значительный интерес наблюдается к аналитическим системам. Отчасти благодаря кризису, по данным SAP, клиенты по-прежнему предъявляют высокий спрос на CRM-системы (системы управления взаимодействием с клиентами). С целью стимулирования данного направления, прежде всего для малого и среднего бизнеса, SAP внедрила пакетный подход к консалтинговым услугам, когда проект предлагается по фиксированной цене.

В рамках форума SAP анонсировала пакетную версию CRM-систем, предназначенных для бизнес-процессов со сложными продажами. В расширенном инновационном варианте такой системы клиент получит возможность «мониторить» и учитывать в CRM-системе отзывы клиентов о компании, доступные в социальных сетях. «Социальные сети – это новый бесплатный персонифицированный канал взаимодействия с клиентами с хорошей обратной связью», – отмечает главный архитектор бизнес-решений SAP СНГ Антон Ноздрев. Поэтому, по его словам, SAP отныне предложит набор решений, позволяющий «мониторить» блоги, социальные сети, выводя клиенту эту информацию, позволяя анализировать ее и принимать ответные действия. Причем система будет осуществлять «подборку» абсолютно автоматически по ключевым словам. В Европе такая опция уже прижилась, а на российский рынок технология вышла совсем недавно, поэтому пока она анализирует лишь зарубежные социальные сети. Однако при наличии заказа систему смогут научить интерпретировать информацию из популярных российских социальных сетей и блогов. Несмотря на то, что данная технология представляется не отдельно, а в пакете с обычной CRM-системой, вопрос, насколько нужна на текущем этапе такая инновационная опция российским компаниям и насколько для них важны отзывы в социальных сетях, остается открытым.

Другим важным направлением, затронутым на форуме SAP, стали «облачные вычисления» – технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в аренду как интернет-сервис. SAP планирует развивать эту технологию путем предоставления приложений и решений «по запросу», тем самым снижая общую стоимость владения. «Облачные технологии» должны помочь сделать системы более доступными. Так, многие ИТ-компании уже предлагают аутсорсинг определенных бизнес-процессов.

Тем не менее пока «облачные вычисления» не нашли в России должного уровня распространения. Вместе с тем популяризации «облачных вычислений» будут способствовать увеличение мобильности клиентов, более активное использование технологий виртуализации. Так, на форуме было продемонстрировано, как с помощью обыкновенного мобильного телефона при наличии специального ПО клиент может мгновенно за пару щелчков получить аналитические данные о продажах своей продукции, бухгалтерских показателях как в статике, так и в динамике. При этом построить систему анализа данных можно по самым разнообразным данным. Так, SAP показала систему, позволяющую за пару кликов дать исчерпывающий анализ всех голов проходящего в ЮАР чемпионата мира по футболу по различным критериям.

SAP и социальные сети – модный тренд или реальные возможности

Антон Ноздрин, старший архитектор бизнес-решений SAP СНГ:

– Бизнес-среда изменилась, налаженные схемы и подходы больше не работают – абсолютное большинство руководителей отмечают, что критической стадией в процессе производства добавленной стоимости стали продажи. Еще совсем недавно вопрос увеличения продаж можно было решать экстенсивными методами – прежде всего увеличивать производство и закупки, улучшать логистику, увеличить количество продавцов и т.д., сейчас такой подход невозможен – клиенты больше не стоят в очередь, рост вместе с рынком невозможен. Необходимо меняться. Необходимо избавляться от узкого места в продажах, а для этого необходимо, прежде всего, понять, где найти клиента, можно ли ему доверять, какой продукт ему предложить и как с клиентом работать.

Окружающая бизнес-среда ставит предприятие перед рядом фактов:

  • У клиентов стало меньше денег и они стали разборчивее.
  • На рынке существует крайне низкий уровень доверия.
  • Катастрофически урезаны маркетинговые бюджеты.
  • Происходит оптимизация персонала.
  • Рынок меняется ежедневно и требует «ручного» управления в режиме реального времени.
  • Требуется быстрый анализ новых потребностей клиентов и быстрый запуск новых маркетинговых идей.

Нельзя сказать, что эти вопросы не стояли перед бизнесом в «тучные» времена – они есть всегда, но сейчас они вышли на первый план и стали критическими для выживания предприятия. Для успешной работы в таких условиях необходим инструмент, который позволит нивелировать влияние этих факторов и получить конкурентное преимущество, служащее ключом к дальнейшему развитию и росту.

Таким инструментом является профессиональная CRM – система и набор бизнес-сценариев, реализованных в этой системе.

Компания SAP в настоящее время предлагает своим заказчикам новые решения и подходы в этой области. Сейчас на рынок выходит еще один продукт – CRM RDE (Rapid Deployment Edition). Это пакетное предложение, CRM «в коробке», которое позволяет значительно ускорить внедрение системы и предоставить нашим заказчикам ряд преимуществ:

  • Очень низкий риск провала проекта.
  • Лучшие бизнес-практики, «зашитые» в решение.
  • Малый срок внедрения.
  • Специальная цена на программное обеспечение.

Решение полностью реализует комплексную задачу управления «сложными» продажами, включая маркетинговую и сервисную части, т.е. то, что на нашем рынке, как правило, понимают под словами «CRM». Решение включает бизнес-функции прогноза продаж, управления возможностями продаж, позволяет отслеживать всю историю контактов с текущими и потенциальными клиентами компании, вести качественную базу данных клиентов. SAP полагает, что задача выстраивания «сложных» продаж на 80% стандартна и на 20% зависит от конкретного заказчика, что и настраивается на проекте внедрения. SAP CRM RDE обычно предлагается вместе с услугами по внедрению, которые предоставляют SAP и партнеры компании. Специфической особенностью предложения является «пакетный» подход к консалтинговым услугам, когда проект предлагается по фиксированной цене. Цена за проект внедрения при таком подходе известна до начала переговоров, таким образом, наш потенциальный заказчик заранее знает, что конкретно он получит и какие инвестиции понадобятся.

Решение ориентированно на все сегменты рынка, свои выгоды есть как у существующих клиентов SAP, так и у тех, кто впервые хочет попробовать решения от лидера рынка.

Давление «сложного» рынка с одной стороны и развивающиеся технологии с другой, заставляют бизнес искать новые подходы, новые способы поиска и привлечения клиентов. SAP, являясь высокотехнологичной и инновационной компанией, чутко следит за открывающимися возможностями и постоянно предлагает своим клиентам новые идеи, ноу-хау, поддержанные качественными программными решениями. Одним из атрибутов современности является широкое распространение средств межличностного общения посредством интернета. Получили широкое распространение социальные сети, блоги, отзывы о продуктах, форумы на разные темы и пр. Эти каналы коммуникации достигли поистине промышленных масштабов, и большой бизнес уделяет им все больше и больше внимания. К примеру, количество учетных записей сети «Вконтакте» по собственным оценкам достигает 75 млн. Сеть «Одноклассники», по заявлениям владельцев, посещает 10 млн. посетителей в день. Это аудитория крупного телеканала, а возможно, что эти структуры уже обогнали все существующие телеканалы по количеству «зрителей». Зарубежные медиа, такие как Facebook или Twitter, также получают все большее влияние на отечественном рынке. Это модно, этим пользуются «звезды», это привлекает молодежь.

При этом специфика этих новых каналов коммуникации заключается в том, что в отличие, скажем, от того же телевидения, социальные медиа персонализированы. Мы всегда знаем, к кому обращаемся и главное – легко получаем обратную связь. SAP уделяет этим тенденциям очень большое внимание. Мы уже сейчас предлагаем решения для использования таких медиа, как Twitter, Facebook, разнообразные блоги в качестве дополнительного средства коммуникации с клиентом. Средства полнотекстового поиска, анализа эмоциональной составляющей сообщений позволяют определять отношение публики к вашим продуктам и услугам и получать обратную связь с такой скоростью, какой еще никогда не было и при этом совершенно бесплатно, не тратясь на контрольные группы и дорогостоящие маркетинговые исследования. Продвижение продуктов через социальные медиа, способами «сарафанного радио», имеют в нынешнем мире, пораженном кризисом перепроизводства и перегруженном маркетинговыми машинами корпораций, первостепенное значение.

SAP знает, как подступиться к этим новым коммуникациям, и готова предложить своим заказчикам решения и подходы. Недавнее исследование компании Altimeter Group показало, что из сотни компаний, представляющих наиболее дорогие мировые бренды, SAP находится на 9 месте по уровню использования социальных медиа в своем бизнесе. Мы имеем сеть SAP Community, с 1,7 млн. пользователей, свой канал на YouTube, 8 каналов на Twitter, страницу компании на Facebook. В структуре SAP 35 сотрудников занимаются только взаимодействием с внешним миром посредством социальных медиа. В ближайшие дни открывается блог SAP CIS, посвященный SAP CRM, куда приглашаются все люди, интересующиеся решением SAP, имеющие вопросы и свежие идеи.

Технологии SAP для «облачных» вычислений

Константин Жуков, руководитель направленияинтеграционных решений,SAP СНГ:

– Cloud computing (англ. cloud – облако, метафоричное название интернета; computing – вычисления) – «облачные вычисления» – концепция «вычислительного облака», согласно которой программы запускаются и выдают результаты работы в окно стандартного веб-браузера на локальном ПК, при этом все приложения и их данные, необходимые для работы, находятся на удаленном сервере в интернете. То есть cloud computing – это программно-аппаратное обеспечение, доступное пользователю через интернет (или локальную сеть) в виде сервиса, позволяющего использовать удобный веб-интерфейс для удаленного доступа к выделенным ресурсам (вычислительным ресурсам, программам и данным). Компьютер пользователя выступает при этом рядовым терминалом, подключенным к Сети.

Для начала хотелось бы отметить следующие преимущества технологии «облачных» вычислений (Cloud Computing):

  • Простота и быстрота развертывания (внедрения), отсутствие необходимости инсталлировать ПО или аппаратные средства: для начала работы достаточно войти в систему.
  • Отсутствие долгосрочных контрактов или обязательств.
  • Доступность с любого компьютера по протоколам интернета.
  • Простота поддержки и обслуживания: динамическое выделение ресурсов, масштабирование, перенос приложений.
  • Простая интеграция в имеющуюся вычислительную среду организации.
  • Сокращение затрат на развертывание, поддержку и обновление приложений и инфраструктуры.
  • Более низкая стоимость подписки по сравнению со стоимостью лицензий. Это определяется тем, что технология Cloud Computing позволяет обеспечивать экономию при росте масштаба (до миллионов пользователей) и недорогую эксплуатацию (вычислительные центры без привлечения человеческих ресурсов).
  • Отсутствие авансовых инвестиций в ИТ, что особенно важно для компаний малого и среднего бизнеса, а также для начинающих компаний.

Компания SAP активно развивает и поддерживает концепцию «облачных» вычислений (Cloud Computing) в 4 основных направлениях:

  1. С точки зрения инфраструктуры компания SAP старается снизить ТСО для клиентов, используя современную модель предоставления приложений «по запросу» (On-Demand). SAP сотрудничает с мировыми технологическими лидерами и поставщиками услуг, чтобы гарантировать безупречную работу своих приложений на инфраструктуре следующего поколения Cloud Computing. Уже с 2007 года SAP подтверждает использование SAP-решений в «облачной» инфраструктуре, например, в рамках Amazon.com. Вместе с нашими партнерами мы активно участвуем в стандартизации «облачных» API, чтобы обеспечить клиентам выбор доступных продуктов и услуг для применения в частных и публичных «облаках». Компания SAP является одним из участников инициативы Open Cloud Manifesto, в рамках которой стоит большая задача описания и использования открытых стандартов на уровне «облачных» инфраструктур.
  2. С точки зрения приложений SAP предлагает набор решений «по запросу» (On-Demand), которые дополняют и повышают ценность существующих On-Premise решений, например, SAP Business Suite. Ключевой целью данного направления является получение преимуществ нашими клиентами от полнофункционального набора решений SAP, независимо от модели использования каждого из компонентов.

On-Demand решения SAP следует разделить на 3 основные категории:

  • Полнофункциональное предложение для среднего и малого бизнеса SAP Business ByDesign.
  • Решения On Demand для направлений бизнеса различного уровня (eSourcing, CRM и т.д.).
  • Инструменты и точечные решения (BI On-Demand, SAP StreamWorks, Gravity и т.д.).
  1. Разработка решений следующего поколения, которые могут поддерживать гибридную архитектуру и использовать «облачные» вычисления как часть этой архитектуры. Расширение предложения On-Premise решений посредством новых интегрированных On-Demand решений:
  • Business Suite/ERP для дочерних структур и бизнес-партнеров.
  • Дополняющие приложения, созданные специально для поддержки «облачной» архитектуры.
  • Инструменты и услуги, созданные изначально для поддержки «облачной» архитектуры.
  • Могут поставляться как SAP, так и партнерами.

Распространение особенностей On Premise решений в мир решений «по запросу» (On-Demand):

  • Управление жизненным циклом.
  • Соответствие требованиям.
  • Интегрированные процессы.
  • Управление основными данными.

В итоге главной целью SAP является создание Сетевых Решений, которые бы комбинировали компоненты On-Premise и On-Demand в рамках единой целостной архитектуры.

  1. Расширение доступности SAP систем через поддержку «облачных» вычислений. Уже сегодня наши клиенты и партнеры активно двигаются в данном направлении и фактически предлагают аутсорсинг определенных бизнес-процессов (BPO) с помощью решений SAP.

Таким образом, SAP предлагает различные модели использования приложений в рамках «гибридной» архитектуры, которая реализует тесную интеграцию между on-premise и on-demand решениями. Данный подход позволяет получить выгоды для компаний разного уровня и их отдельных бизнес направлений.

Клиенты из сегмента крупного бизнеса (LE) могут использовать такие On-Demand решения, как CRM, E-Sourcing, HCM, получая при этом готовую интеграцию с SAP Business Suite.

Компании среднего и малого бизнеса (SME) имеют другую специфику и могут получать значительные преимущества от использования единого, интегрированного набора решений используя модель «по запросу» (On Demand). SAP Business By-Design является именно таким набором решений и, таким образом, позволяет значительно снизить операционные расходы.

Предложение SAP Business-Objects On-Demand в области бизнес аналитики позволяет расширить преимущества On-Premise аналитических решений для бизнес-пользователей или подразделений направлений бизнеса в крупных компаниях. Для среднего и малого бизнеса SAP Business-Objects предлагает решения с поддержкой Web, которые обеспечивают отчетность, анализ и распространение информации без необходимости сложной ИТ-поддержки.